Главная » Статьи » Мои статьи |
Цели урока: развитие познавательной деятельности учащихся, навыков самостоятельной работы, формирование критического мышления. Образовательная: сформировать у учащихся представления о строении и свойствах спиртов. Подвести учащихся к осмыслению понятий: спирт – технический спирт, спиртовое брожение, реакций, окисление, реакции этерификации, о полезных и вредных свойствах спиртов. Оборудование: весы, чёрные и белые метки, презентация к уроку. Тип и вид занятия: вводный урок. Литература:
ХОД УРОКА I. Организационный момент – 1 мин. Учитель: Опрос учащихся для выявления имеющихся знаний по проблеме, их мотивацию, наклонности, интересы. Постановка проблемы (Презентация. Слайды 1-5) Основополагающий вопрос: Что для нас вред, а что польза? Проблемные вопросы: – Важны ли знания по химии для жизни? Учебные вопросы: – Спирты – это? Химические свойства одноатомных спиртов
– Области применения спиртов? Применение спиртов Учащихся работают с учебником. Стр.155-160 Применяется в органической химии для получения огромного количества разнообразных органических соединений:
Учитель: И всё-таки, спирты – вред или польза? Учащиеся высказываются и на весы кладут метку (чёрную – вред, белую польза). Учитель (подсчитав метки, делает вывод): Мы не можем дать однозначного ответа на поставленную проблему, давайте попробуем рассмотреть её поглубже в течении 4 уроков, что отводятся на тему «Спирты». Класс делится на четыре группы (Презентация. Слайды). Для работы над мини проектом.
Группам выдаются карточки с дополнительным материалом. Работа каждой группы это исследование, способ поиска информации и оформление результатов. Работа над мини-проектом:
"Историки”: Об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали не менее чем за 8 тыс. лет до нашей эры. Первые алкогольные напитки были изготовлены из меда, плодовых соков, дикорастущего винограда. Чистый спирт начали получать в VI-VII вв., арабы и назвали его "алькоголь”, что означает "одурманивающий”. В древней Руси пили очень мало. Лишь на избранные праздники варили медовуху, брагу или вино, крепость которых не превышала 5-10%. Чара пускалась по кругу, и из нее каждый отпивал несколько глотков. Обычай пить из одной чаши означал полное доверие друг к другу и единомыслие. В будни никаких спиртных напитков не полагалось, и пьянство считалось величайшим позором и грехом. Водка в страну стала проникать из-за границы, в России появились первые кабаки (в переводе с татарского означает постоялый двор). Широко насаждались кабаки при Иване Грозном. На протяжении столетий в народе насаждалось пьянство, правящие круги заботились только о том, чтобы больше получать доходы от продажи водки. В 1895 году царское правительство ввело казенную монополию на продажу водки, мотивируя эту меру заботой о народном здравии, но и казенная монополия не устранила пьянства. Водка отпускалась по повышенной цене в любое время дня и ночи кому угодно. Водка стала главным алкогольным напитком. В России, которая занимала одно из последних мест в мире по потреблению алкоголя, количество смертей от опоя было много выше, чем в западных странах. Последний русский царь Николай II даже вынужден был объявить в 1914 году "сухой закон”, который просуществовал до 1925 года. А затем производство алкоголя стало расти в геометрической прогрессии. С 1940 по 1980 года население России выросло на 35%, а производство и потребление алкоголя на 770%. Сегодня на каждого россиянина приходится 24 литра вино - водочных изделий. Повторно "сухой закон” был введен М.С. Горбачевым в 1985-1987 годах, за этот период родилось на 500-600 тысяч младенцев больше, чем в каждом из предыдущих 46 лет, увеличилась продолжительность жизни мужчин на три года. "Медики”: Спирт быстро всасывается в кровь, хорошо растворяясь в межклеточной жидкости, поступает во все клетки организма, соприкосновение эритроцитов с молекулами спирта приводит к свертыванию кровяных пластинок. Учеными установлено, что, нарушая функцию клеток, спирт вызывает их гибель: 100 граммов пива – погибает 3 тысячи клеток мозга; Токсическое действие алкоголя сказывается и на деятельности нервной системы. Если содержание алкоголя в крови принять за 1, то в печени равно 1,45, а в головном мозге 1,75. Даже небольшие дозы алкоголя нарушают обмен нервной ткани, передачу нервных импульсов. Наблюдается расширение кровеносных сосудов головного мозга и их кровоизлияния. Попав в организм, алкоголь расщепляется в печени, что приводит к её циррозу. Токсическое воздействие алкоголя на организм подростка в несколько раз сильнее, чем на организм взрослого. Объясняется это тем, что бурно растущий организм имеет интенсивный обмен веществ, большую скорость кровотока и большие просветы сосудов. Кроме того, ткани организма подростка богаче водой, что усиливает повреждающее воздействие алкоголя, так как он обладает неограниченной способностью к растворению в воде, жадно поглощает воду, отбирая её у тканей организма. Поэтому организм подростка оказывается легко уязвимым к воздействию алкоголя. «Химики»: Проведите химический эксперимент "влияния этанола на молекулы белков”, постарайтесь найти причины этого явления. Результаты исследования запишите по схеме: цель – выводы – аргументы. «Бытовые потребители»: Этанол служит не только для производства алкогольных напитков, его применяют гораздо шире. Он входит в состав лекарственных препаратов, содержится во многих косметических средствах. Этанол - один из самых распространенных химических реактивов. Он не заменим в химической практике и технике как растворитель – для разбавления лаков, красок. Спирты выступают в роли исходного сырья для получения многих веществ – эфиров, органических кислот, лекарств, полимеров, искусственного каучука. Метиловый спирт применяется в органической химии для получения огромного количества разнообразных органических соединений. Его можно использовать даже в качестве добавки в бензин. В результате повышается октановое число бензина. Метанол – Яд. Используется для технических целей и всегда сопровождается надписью, хранится в специальном помещении или сейфе. Многоатомные спирты тоже применяются в химической промышленности для синтеза многих органических продуктов. Этиленгликоль идет на производство антифризов. Глицерин применяют в быту, в медицине, пищевой промышленности и парфюмерии, получают взрывчатые вещества, полимеры и т.д. Учитель: Подводя итог нашему уроку, можно сказать, что спирты – одни из самых важных продуктов, которые когда-либо получили химики. Пожалуй, нет ни одного класса химических соединений, которые противоречиво вошли в историю человека, как спирты, и главным образом благодаря одному своему представителю – этиловому спирту. Домашнее задание: работа над мини проектом. | |||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 2819 | |
Всего комментариев: 0 | |