Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.08 БИОЛОГИЯ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Биология
1.1. Область применения рабочей программы
Программа учебной дисциплины Биология является частью общеобразовательного цикла образовательной программы СПО программы подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) по специальности среднего профессионального образования: 35.02.07 Механизация сельского хозяйства технического профиля профессионального образования, входящей в состав укрупненной группы специальностей 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре ППССЗ
Учебная дисциплина является дисциплиной общеобразовательного учебного цикла в соответствии с техническим профилем профессионального образования.
Учебная дисциплина относится к предметной области ФГОС среднего общего образования естественные науки общей из обязательных предметных областей.
Уровень освоения учебной дисциплины в соответствии с ФГОС среднего общего образования базовый.
Реализация содержания учебной дисциплины предполагает соблюдение принципа строгой преемственности по отношению к содержанию курса Биологии на ступени основного общего образования.
В то же время учебная дисциплина Биология для профессиональных образовательных организаций обладает самостоятельностью и цельностью.
Рабочая программа учебной дисциплины Биология имеет межпредметную связь с общеобразовательными учебными дисциплинами Химия, Экология.
Изучение учебной дисциплины Биология завершается промежуточной аттестацией в форме дифференцированного зачета в рамках освоения ППССЗ на базе основного общего образования.

1.3. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины
Планируемые результаты освоения учебной дисциплины:
• личностных:
− сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям
отечественной биологической науки; представления о целостной естественнонаучной картине мира;
− понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную
и этическую сферы деятельности человека;
− способность использовать знания о современной естественно-научной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности
информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;
− владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору
путей ее достижения в профессиональной сфере;
− способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе;
− готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий
аварий, катастроф, стихийных бедствий;
− обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской
и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования;
− способность использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
− готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других
заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
• метапредметных:
− осознание социальной значимости своей специальности, обладание
мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;
− повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических
явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных
научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками
информации;
− способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том
числе с использованием современных информационно-коммуникационных
технологий;
− способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой
природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов
состояния окружающей среды и рационального использования природных
ресурсов;
− умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической
деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые
объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и
анализировать информацию о живых объектах;
− способность применять биологические и экологические знания для анализа
прикладных проблем хозяйственной деятельности;
− способность к самостоятельному проведению исследований, постановке
естественно-научного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;
− способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области
биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);
• предметных:
− сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и
функциональной грамотности для решения практических задач;
− владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;
− владение основными методами научного познания, используемыми при
биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных
изменений в природе;
− сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;
− сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим
проблемам и путям их решения.
Освоение содержания учебной дисциплины Биология обеспечивает формирование и развитие универсальных учебных действий в контексте преемственности формирования общих компетенций.
Виды универсальных учебных действий Общие компетенции
(в соответствии с ФГОС СПО по специальности)
Личностные
(обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях) ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес,
ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность,
ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Регулятивные:
целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль (коррекция), саморегуляция, оценка
(обеспечивают организацию обучающимися своей учебной деятельности) ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество,
ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
Познавательные
(обеспечивают исследовательскую компетентность, умение
работать с информацией) ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития,
ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности,
ОК9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Коммуникативные
(обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми) ОК6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями,
ОК7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 52 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов.
внеаудиторная самостоятельная работа - 16 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 52
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 36
в том числе:
лабораторные занятия -
практические занятия 14
контрольные работы -
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 16
в том числе:
Рефераты 16
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Биология

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
(если предусмотрены) Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Тема 1. Предмет и задачи общей биологии. Уровни организации живой материи Содержание учебного материала 1
1. Уровни организации живой материи 1 1
Тема 2. Учение о клетке

Содержание учебного материала 7
1. Химическая организация клетки 1 1
2. Строение и функции клетки 1 1
3. Практическое занятие №1 «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание» 1
4. Практическое занятие №2 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений» 1
5. Практическое занятие №3 «Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам» 1
6. Обмен веществ и превращение энергии в клетке 1 1
7. Жизненный цикл клетки 1 1
Внеаудиторная самостоятельная работа 2
Реферат на тему «Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние» 2
Тема 3. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов Содержание учебного материала 4
1. Размножение организмов 1 1
2. Индивидуальное развитие организма 1 1
3. Практическое занятие №4 «Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства» 1
4. Индивидуальное развитие человека 1 1
Внеаудиторная самостоятельная работа 2
Реферат на тему «Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка» 2
Тема 4. Основы генетики и селекции Содержание учебного материала 6
1. Основы учения о наследственной изменчивости 1 1
2. Практическое занятие №5 «Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания» 1
3. Практическое занятие №6 «Решение генетических задач» 1


4. Закономерности изменчивости 1 1
5. Практическое занятие №7 «Анализ фенотипической изменчивости» 1
6. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов 1 1
Внеаудиторная самостоятельная работа 4
Реферат на тему «Наследственная информация и передача её из поколения в поколение» 2
Реферат на тему «Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении» 2
Тема 5. Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение. Содержание учебного материала 6
1. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. 1 1
2. Практическое занятие №8 « Анализ и оценка различных гипотез о происхождении жизни». 1
3. История развития эволюционных идей 1 1
4-5Микроэволюция и макроэволюция. 2 1
6.Практическое занятие №9 «Описание особей одного вида по морфологическому критерию» 1
Внеаудиторная самостоятельная работа 4
Реферат на тему «История развития эволюционных идей до Ч.Дарвина» 2
Реферат на тему «Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции» 2
Тема 6. Происхождение человека. Содержание учебного материала 3
1. Антропогенез 1 1
2. Практическое занятие №10 «Анализ и оценка различных гипотез о происхождении человека» 1
3. Человеческие расы 1 1
Внеаудиторная самостоятельная работа 2
Реферат на тему «Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма» 2
Тема 7. Основы экологии Содержание учебного материала 7
1. Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. 1 1
2. Практическое занятие №11 «Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах» 1
3.Практическое занятие №12 «Сравнительное описание одной из естественных природных систем (леса) и агроэкосистемы (пшеничного поля) 1
4.Практическое занятие №13 «Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе. 1
5.Практическое занятие №14 «Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводный аквариум)» 1
6. Биосфера – глобальная экосистема 1 1
7.Биосфера и человек 1 1
Внеаудиторная самостоятельная работа 2
Реферат на тему «Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества» 2
Тема 8. Бионика Содержание учебного материала 1
1.Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики 1 1
Дифференцированный зачет. 1
Всего: 52
Категория: Мои статьи | Добавил: маринакулакова (21.05.2018)
Просмотров: 265 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: