Главная » Статьи » Мои статьи |
Учебная цель: изучить способы получения, химические свойства и применение алкенов на примере этилена. Цели урока:
Метод обучения: частично-поисковый. Тип урока: изучение нового материала. Организационная форма: фронтальный опрос, беседа по проблемным вопросам, практическая работа, самостоятельная работа, рефлексия. Средства обучения: таблицы, химическое оборудование и реактивы, медиапроектор. Программное обеспечение: компьютерная презентация к уроку. Оборудование и реактивы:
Эпиграф к уроку: «Границ научному познанию и предсказанию предвидеть невозможно». Д.И. Менделеев Ход урока I. Организационный момент. Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста, на свои места и мы начнём наш урок, который, я надеюсь, будет для вас продуктивным, а главное - полезным! II. Постановка темы и учебной цели. Учитель: Мы продолжаем изучать тему «Алкены – непредельные углеводороды» (слайд № 1). Сегодня нам предстоит познакомиться с промышленными и лабораторными способами получения алкенов, охарактеризовать химические свойства этих веществ на примере этилена, обусловленные двойной связью, получить первоначальные сведения о реакциях полимеризации и рассмотреть основные области применения алкенов (слайд № 2). Идея урока заключена в словах великого русского химика Дмитрия Ивановича Менделеева, которые и послужат нам на уроке в качестве эпиграфа (слайд № 3). III. Изучение нового материала. СТАДИЯ «ВЫЗОВА» Учитель: Новый материал запоминается легче, если он нанизывается на уже полученные знания. Поэтому сейчас предстоит работа с извлечением этого материала из памяти. Вам выданы листы для самоанализа учебной деятельности, в которых имеется три графы «Я знаю», «Хочу узнать», «Что узнал» (слайд № 4) и Приложение 1. В течение 5 минут каждый из вас заполнит первую графу «Я знаю», отвечая на вопросы задания № 1 (слайд № 5):
!!! Как правило, большая часть учащихся (около 80%) осознают проблему в том, что открытие вопроса остаётся на пункте №5, №6 и №7. СТАДИЯ «ОСМЫСЛЕНИЕ» Учитель: Ребята! Какие вопросы у вас вызвали затруднения? Учащиеся: Вопросы №5, №6 и №7. Учитель: Как вы думаете, почему эти вопросы у вас вызвали затруднения, ведь общие понятия органической химии мы с вами уже прошли? (предполагаемые ответы: знания не приведены в систему, недостаточно накопленного материала и т.п.) Учитель: Чтобы решить эту проблему, я вам предлагаю рассмотреть схему получения алкенов(слайд № 6). Объяснение учителя. В ходе объяснения материала по разделу «Способы получения алкенов» учитель обращает внимание учащихся на известные уже им химические понятия такие как «крекинг», «дегидрирование», «дегидратация», «дегалогенирование», «дегидрогалогенирование». Учащиеся в ходе изучения способов получения алкенов дают им определения и записывают в тетради уравнения химических реакций, с помощью которых были получены алкены (слайды № 7, 8, 9): на каждом слайде сначала показывается схема химической реакции, а после того, как учащиеся напишут в тетради уравнение, и сам пример. Учащиеся сверяют свои записи с записями в презентации и исправляют ошибки, если таковы есть. Можно использовать и другой вариант, например, сначала провести взаимопроверку записей в паре, а затем с записями в презентации (если достаточно времени). Со способами получения алкенов дегалогенированием и дегидрогалогенированием (слайды № 10, 11) учащиеся лишь только знакомятся. Учитель: В чём заключается особенность строения молекул алкенов? (ответ: в наличии двойной связи) Учитель: Какова активность алкенов по сравнению с алканами, «органическими мертвецами»? Почему? (ответ: алкены наиболее химически активны из-за наличия непрочной π-связи) Учитель: Как вы думаете, какие типы химических реакций будут характерны для класса алкенов? (ответ: горение, присоединение). Учитель объясняет принцип присоединения веществ к молекулам алкенов на примере этилена, акцентируя внимание на реакции галогенирования – качественной реакции на непредельный характер алкенов (обесцвечивание бромной воды), и гидрогалогенирования, в которой используется правило Марковникова (слайд № 12). Учитель: Могут ли вступать в реакции присоединения молекулы алкенов друг с другом? (ответ:да, так как имеют кратную связь) (слайд № 13) Учитель: Ребята, напишите, пожалуйста, реакцию горения этилена (учащиеся пишут в тетради, один ученик - на доске, затем сверяют свои записи с уравнением реакции горения в презентации) (слайд № 14) Эта реакция называется ещё реакцией окисления. Почему? (ответ:у атомов меняется степень окисления) Учащиеся проставляют степень окисления, определяя окислитель и восстановитель. Учитель: К реакциям окисления относят и обесцвечивание алкенами раствора перманганата калия (слайд № 15) Что можно определить с помощью этой реакции? (ответ: непредельный характер алкенов) Учитель: Подводит итоги по химическим свойствам алкенов, плавно переходя к областям применения их продуктов (слайды № 16, 17) . При объяснении применения алкенов учитель даёт интересную дополнительную информацию (Приложение 2 и Приложение 3) Выполнение лабораторной работы Для закрепления материала проводится лабораторная работа «Получение и изучение свойств этилена» (Приложение 4), в начале которой необходимо вспомнить правила ТБ с концентрированными веществами, спиртовкой, стеклянной посудой и растворами. СТАДИЯ «РЕФЛЕКСИЯ» Учащимся предлагается составить синквейн (слайд № 18) по изученному материалу. В качестве примера учитель показывает синквейн в презентации (слайд № 19). III. Домашнее задание (слайд № 20). | |||||||||||||
Просмотров: 702 | |
Всего комментариев: 0 | |