Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ

С развитием новейших информационных технологий все более заманчивым является использование их достижений в преподавании вузовских дисциплин. Особенно привлекательно приложение современных технологий в процессе преподавания дисциплин, освоение которых тесно связано с овладением специфическими графическими приемами изображения объектов изучения. Ярким примером такой дисциплины является органическая химия, использующая специфический графический язык химических формул как для изображения статических явлений (например, структуры и пространственной конфигурации сложных органических, биохимических молекул), так и для изображения динамики превращений молекул (схемы реакций, механизмы их протекания). История развития органической химии представляет собой, в том числе, историю развития и модернизации приемов изображения химических структур, реакций, результатов квантово-химических расчетов и т.д. Органическая химия давно и тесно связана с молекулярным моделированием, визуализацией молекул и их превращений (модели молекул и их графические проекции используются в преподавании с XIX века!), а в последнее время, с развитием компьютерных технологий, формируется целое направление, известное как графическая химия.

Стремительное развитие компьютерных технологий позволяет решить множество задач, возникающих в процессе преподавания и освоения студентами основных концепций современной органической химии. С другой стороны, значительно повышается трудоемкость создания подобных учебных пособий, использующих возможности новых технологий и отвечающих все повышающимся требованиям. В современных условиях актуальным является создание учебных пособий, рассчитанных для использования в глобальных сетях и для специализированной навигации в поисках смежных изучению данной дисциплины ресурсов. Использование в электронном учебном пособии форматов, широко применяемых в web-приложениях, позволит осуществить использование электронного учебника, как в локализованном виде, так и интегрироваться в www-пространство, содержащее немало ресурсов в области органической химии – это и многочисленная HTML-документация, возможности 3D-моделирования сложных органических молекул (MDL-ресурсы), моделирование виртуальной реальности (VRML-ресурсы) и т.д.

Работа по созданию учебного пособия, отвечающего вышеуказанным требованиям, ведется на кафедре органической химии уже несколько лет. Накопленный кафедрой многолетний опыт преподавания органической химии (разработка оригинальной концепции дисциплины, применение рейтинговых технологий для интенсификации учебного процесса, использование модульной структуры курса, опыт внедрения компьютеризации преподавания и т.д.) позволяет кафедральному коллективу взяться за создание современного электронного учебного пособия по органической химии.

                Авторами создан полнофункциональный макет электронного учебника по органической химии, включающий гипертекстовое содержание дисциплины, flash-анимацию механизмов органических реакций, html-тестирование с подсказками и анализом результатов, список www-литературы и т.д. В настоящее время охвачена значительная часть вузовской программы, касающаяся алифитических углеводородов, их гомо- и гетерофункциональных производных. Ведется работа по гипертекстовому и мультимедийному наполнению разрабатываемых частей электронного учебного пособия.

               Авторским коллективом в процессе создания электронного учебника был разработан и предложен инновационный вид тестовых заданий по синтезу органических соединений, допускающих вариабельность решения. Ранее тесты по органической химии заключались в формировании конкретного вопроса с возможностью выбора правильного ответа из ряда заведомо неправильных ответов, что могло негативно отразиться на общем фоне восприятия студента и исказить основу графических представлений, необходимых для успешного овладения изучаемой дисциплиной. Задания предлагаемого теста представляют собой набор классических многостадийных синтетических задач вида: «из соединения А получить соединение Х». В распоряжении тестируемого имеется набор из 20-24 стандартных схем превращений (реакции замещения, присоединения и т.п.), комбинируя которые можно достичь желаемого результата, определенного заданием, причем ответ может иметь несколько верных вариантов (синтетических схем). Такая структура тестов позволит модульно охватить все разделы органической химии, а также позволит создать комплексные задания, необходимые студентам, например, в ходе подготовки к курсовым и государственным экзаменам. Предлагаемые тестовые задания, по замыслу авторов, должны быть внедрены во все разделы разрабатываемого электронного учебника, в качестве закрепляющих материал упражнений и снабжены разветвленной системой комментирующих гиперссылок по предлагаемому пособию и смежному рассматриваемой теме www-пространству.

Категория: Мои статьи | Добавил: kulakova (01.11.2012)
Просмотров: 261 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: