ХОД УРОКА I. Актуализация знаний – Мы с Вами уже знакомы с азотом и его соединениями. Мы изучали: N ––> N2 ––> NO2 ––> NH3 ––> HNO3 ––> нитраты атом ––> простое ––> оксиды ––> щелочи ––> кислоты ––> соединения азота ––> вещество – Сегодня мы будем говорить о соединениях элемента азота с 2-х сторон: Азот – элемент жизни / Азот – элемент войны. Цель урока – вспомнить наиболее значимые соединения азота и определить их место в жизни человека. И в этом Вы мне поможете. II. Изучение нового материала 1. Азот – история названия: Официальное открытие азота принадлежит Д. Резерфорду, 1772 г. Первое название связано со свойствами азота, когда его впервые получили, попробовали испытать на животных – мышах (мышь помещали под стеклянный колпак и туда подавали азот, через некоторое время мышь погибла, следовательно газ был ядовитым). По результатам опыта, газу было дано название – штик штоф, что означало удушающий. Далее, после ряда опытов, было выяснено, что азот обладает и другими свойствами, он может оказывать не только вред, но и пользу. Появилось другое название – Азоэ. Затем соединения азота стали использовать в качестве удобрений. Азоту дали еще одно название – Нитрогениум (рождающий селитру). * * Название азота – флогистированный воздух, мифический воздух, атмосферный мофетт, испорченный воздух и т.д. Авторы химической номенклатуры предложили (1787г.) производить слово «азот» от греческой отрицательной приставки а и слово зо – жизнь. Таким образом, название «азот» по их мнению, отражало его нежизненность или безжизненность. 1790г. Ж.Шапталь предложил заменить слово «азот» словом «нитроген». Он считал, что название, означающее «безжизненный», могло бы с большим основанием быть дано другим простым телам, обладающим, например, сильными ядовитыми свойствами. Международное название элемента – NITROGENIUM и символ азота – N. 2. А теперь доску разделим на две части: с одной стороны будем писать положительные значения азота, а с другой отрицательные. (Приложение 1) III. Закрепление Кроссворд - Химическое соединение, используемое как элемент жизни и войны.
- Причина использования нитросоединений.
- Ученый открывший азот.
- Основная продукция заводов в годы ВОВ.
- Соединение азота – «террорист».
- Страна – изобретатель первого взрывчатого вещества.
- Основной поставщик оружия на фронт.
- Продукт нитрования толуола – взрывчатое вещество.
| | | Т | | Р | П | О | О | | К | | Т | Н | И | Т | Р | О | Г | Л | И | Ц | Е | Р | И | Н | | | О | | Е | | Т | | | Л | | Х | К | А | | П | | | С | Й | Р | В | О | Й | Н | А | | О | | | Г | Г | Р | Е | З | Е | Р | Ф | О | Р | Д | | Н | | Е | | | С | С |
– Сегодня тема нашего урока была: «Азот – элемент жизни и войны». Какой мы с Вами можем сделать вывод? Азот может приносить пользу или вред в зависимости от того как его использовать. Список литературы: 1. Архивные материалы библиотеки им. Гоголя. 2. А.И.Артеменко Органическая химия [Текст]: научно-методическая литература – М.: «Высшая школа»,1994 г. – 127 с. 3. Д.Верзейм, К.Окслейд и др. Химия. Школьный иллюстрированный справочник [Текст]: справочная литература – М.: «Росмэн», 1995 г. – 374 с. 4. Э.Т.Оганесян Руководство по химии. Поступающим в ВУЗы [Текст]: научно-методическая литература – М.: «Высшая школа», 1991г. – 218 с. 5. Химия. Справочные материалы. Под. ред. Ю.Д.Третьякова [Текст]: справочная литература – М.: «Просвещение», 1988 г. – 76 с. 6. Д.В.Ходаков, Д.А.Эпштейн, П.А.Глоризов Неорганическая химия [Текст]: научно-методическая литература – М.: «Просвещение», 1981 г. – 137 с.
|